В последние годы 3D-печать стала мощным инструментом, меняющим традиционные подходы к моде и дизайну. Эта технология, изначально разработанная для промышленного производства, постепенно завоевала свое место в мире высокой моды, аксессуаров и повседневной одежды. Она позволяет дизайнерам воплощать самые сложные и смелые идеи, которые ранее были невозможны из-за технологических ограничений.
Влияние 3D-печати на моду
3D-печать революционизирует процесс создания одежды и аксессуаров, предлагая множество преимуществ:
1. Новые формы и текстуры. Сложные структуры, которые невозможно создать вручную или с использованием традиционных методов, теперь становятся реальностью.
2. Экологичность. Использование аддитивных технологий сокращает количество отходов, так как материал добавляется только там, где он нужен.
3. Индивидуализация. 3D-печать позволяет создавать одежду и аксессуары, идеально подстроенные под параметры конкретного человека.
4. Эксперимент с материалами. Дизайнеры могут использовать новые, необычные материалы, такие как биоразлагаемые пластики, переработанные полимеры и даже материалы, созданные на основе водорослей.
История успеха: Iris van Herpen.
Одной из самых известных фигур, использующих 3D-печать в моде, является нидерландский дизайнер Айрис ван Херпен. Её работы на стыке моды, искусства и технологий служат примером того, как 3D-печать может вдохновлять и преобразовывать индустрию. Платье сложных медовых оттенков вдохновлено изображением фрактала (геометрической формы, состоящей из частей, каждая из которых является уменьшенной копией целого) из старинной голландской книги. Ван Херпен сотрудничала с австрийским архитектором Юлией Кернер для того, чтобы добиться детального повторения рисунка. Бельгийская фирма 3D-печати Materialise напечатала платье с помощью SLA. Этот процесс создает объект срез за срезом, снизу вверх, в сосуде из полупрозрачного полимера, который затвердевает при контакте с лазером.
Дизайнер Айрис ван Херпен — эксперт передового направления Design & Science. Кажется, что ee наряды синтезированы в научно-исследовательских лаборториях или сброшены инопланетянами. Особенность фирменного метода проектирования в том, что она соединяет компьютерное моделирование одежды с ручной работой. Ван Херпен была одной из первых, кому пришло в голову (и у кого получилось) применить метод быстрого прототипирования (3D-печать) в моде. В 2013 году на показе коллекции Voltage Айрис представила два наряда, напечатанных с использованием технологии лазерного спекания (SLS). Этот метод позволяет создавать сложные трёхмерные конструкции из полиамидного порошка. Наряды, созданные в сотрудничестве с американским дизайнером Нери Оксман и австрийским архитектором Юлией Кернер. Женская накидка из ракушек, напечатанных на 3D-принтере, из твердого белого акрила и мягкой черной полиуретановой резины. Панели, напечатанные на 3D-принтере, уложены на стальную клетку с подкладкой из полиэстера и подкладкой из хлопкового твила и шелкового атласа.
Черное платье было разработано совместно с Юлией Кернер и напечатано бельгийской фирмой Materialise. Сложная текстура платья была создана с помощью селективного лазерного спекания, процесса, в котором используется лазер для сплавления мелких частиц вместе.
Будущее 3D-печати в модной индустрии
- Устойчивое развитие: Внедрение биоразлагаемых материалов и сокращение отходов могут стать стандартом
- Массовая кастомизация: Покупатели смогут заказывать одежду и обувь, созданные под их уникальные параметры
- Доступность технологий: С развитием и удешевлением 3D-принтеров они станут доступнее даже для небольших дизайнерских брендов
Хотя массовое применение 3D-печати в моде только набирает обороты, очевидно, что её потенциал безграничен. Технология открывает перед дизайнерами и потребителями новые горизонты, делая моду более персонализированной, экологичной и инновационной.